,{т]тЕф-} ,.] ll |1Д д УДСJ\g4 .В. Лысых ф24 , ' 't'-''' -' Инструкция \l'] \ ]]a];i l iа4, ",t|* по сопровощдению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном автоЕомцом дошкольном образовательном учрещдении детском саду комбинироваIIного вида Лb 4 Волчанского городского округа 1, Общие положенпя 1.1. Настоящая иЕструкция разработана на основании: -Федерального закона от 03.05.2012 г. Ns 4б-ФЗ <О ратификации Конвенции о правах инвrtJIидов}; * Федералъного закона ат 29.12.2012 г. }lb 27з _ФЗ коб образовании в Российской Федерацию> ; - Приказа Министерства образования и Еауки Российской Федерации <<Об угверждеЕии Порядка обеспечения условий достуIIности дJUI инвалидов объектов и шредоставJuIемъD( усJгуг в сфере образования, а также оказаниrr им при этом необходимой помощи>} 0т 09.1 1 .20|5 г. М 1З09; - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации <Об утверждениИ Гfшана мероприятий <<дорожной картъD Министерства образованиЯ и науки Российской Федерации пс повышýнию значений показателей доступЕости дJIя инвалидов объектов и предOставJUIемьIх Еа них услуг в сфере образованиrD} от a2J2.20L5 г. Ns 1399; _ иных норматиВно-правовых и локЕlльных €ктов. |.2. ИнвалиД лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организмц обусловленное забодеван уýtми, пOсдедствиrtми травм или дефектами, приводящее к ограничеЕию жнзнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты>. Маломобильные траждаЕе (tдг) JIюди испытывающие затруднеЕшI при самостоятельном передвшкении, поJццgнц, услуги, необходимой информации или при 0риентировании в пространстве (.гшоди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, JIюди старших возрастов, JIюди с детскими коJuIск€tп{и и т.п.). 1.З. Настоящая Инструкцпя разрdботана в цеJuж: - недоЕУстимости lр{скриминаIs{и цо призЕаку инв€tпидности, то естъ rпобое рatзличие, искIIючение или оIраничение по цричиЕе инваJIидЕости, целью либо результатом которьгх явJuIется Jа{аJIение или отрицание признаниrt, реализации иJIи осуществлениrt наравне с другими всех гарантированньIх в Российской Федерации прав и свобод человека и граждfi{ина в IIолитической, экономической, соци€lлы{ой, культурной, гражданской или любой иной области; _ реаJIизации прав воспитаЕников с оIраЕиIIенЕыми возможностями здорOвъя (далее - овз) наполучение дошIкоJIьЕого образования и социалъной uдurriuц"" в условиrIх МА{ОУ ДС Ш 4 (д*ее * Учреждение). 1.4. Настоящая Инструкция обязательна дJýt исполнениrI всеми сотрудниками Учреждения. 1.5- В соответствии с настоящей Инструкцией сотрудники прохсдят инструктаж и Обl"rение IIо вопросам, связанЕым с обеспечеЕием досryпности ДJI'I ИНВrlJIИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ На ТеРРИТорию и в здание УчреждениrI, ý том числе с r{астием персонаJIа (с окr}заЕием помошIи В преодолеЕии барьеров и сопровоiкдении инвалида или лица с ОВЗ). 1,б. Инструктаж и обуление проводLrгся заведующим Учреждения под роспись. 1.7. Всем сотрудшшам при общении с детьми-инвЕlJIидами и лицами с оВЗ соблподать правила этикета, угвержденными в Учреждении. 1.8. Сотрудники обязаны встретитъ, вежливо объяснить, гд€ находится нужный объект иЕв€}лиду, убедитъся в достуfiности прохода, куда следует IIередвигатъся. Запрещается прик€юаться к инвалидной коляске и менятъ ее местоIIоложение без согласия инв€IJIида или лица с овз. При открытии тяжельIх дверей, при передвижении по кOвровым дорожкам ипи коврам с дJIинныМ ворсоМ рекоменДуется flредлOЖить помоrтIъ иЕв€лJIид/ I4пи лицу с овз' полъзуюЩемуся инва-тlидной коляской иJIи костылями- Сотруд"й* ДОЛЖНЫ ПОМНИТъ, чТО инваJIидные коJIltски быстро набирают скоростъ, и неожидаЕЕые резкие гIовороты и тоJrtIки могуг привести к потере равIIовесия и опрокидыванию инв€rлидной коляски. 1.9- УслышаВ звоноК вызова, встретиТь инваJIИда Еа щресле-коJUIске (или инваJIида другой категорИи) на улице перед входом на территорию или в здание и ока5ать ему псмощь при входе (выходе), сощровождеЕии до места. 1 .10. оказать пOмотць инв€ýIиду при выполнении действий самообслуживаниlI с r{етом времени его нахождения в Учреждении (помочъ с}rятъ верхнюю одежд/} посетить сёtнузел и т.д.). 1.11. обеспечитъ возможность ок€ваниjI помощи инв€lJIиду в затрудненньIх срrryацшD( во время нахождеЕиlI в Учреждении. I.|2. После предоставлениrt УСл}rп4 сопрсводитъ инв€lлида на кресле-коJUIске (илИ другоЙ категории) к вьгхоДУ из помещеЕILrt и территории Учреждения. 1.13_ оказатъ при необходимости помопI^ инвалиду при Еосадке в такси или иное транспортное средство 1.14. Соблюдатъ профессионаJIьную этику взаимоотношений и Ее доIтускатъ сиryаций, преII;Iтствующих ПОJýrчению инваJIидом услуг. 1.15. Осуществлять разъяснеЕиlt в доступной для инв€}JIидов форме порядка посещения Учреждения. 2. IIравила этикета при общении ограниченными возможностями здоровья с ипвалидами и лицами с Z.7. Правила этикета при общении с - инв€Lлидами {далее Правила) дж работников Учреждения представJuIют собой свод общих цринципов и правил, яаIIравленньж на соблюдение морiшьно-этических и ýравствецных норм, модели поведениlI работниками УчреждениlI при общеЕии с инвапидами и другими маломобильными {ражданами. 2.2. Щелью настоящих щравил явJIяется установление эффективного общения с инвалидами и лицами с ОВЗ, а также ок€}зание им при этом необходимой пOмОщи в преOдолении барьеров, мешающих полу{ению ими услуг наравне с другими лицами. 2.3. Каждый работник учреждения должен принимать все необходимые меры для развитиlI коммуникативных компетенций, умений и навыков, необходимых дjIя эффективного общения при оказании помощи инвttлидам и лицам с оВЗ. 2.4. Знание и соблюдение работниками положений Правил явJuIется одним из критериев оценки качества их профессионалъной деятельности, а также необходимым условием дJIя создания и поддержания регIутации Учреждения} формирования подожительной культуры общения rlри оказании помощи иýвrtпидам и лицам с ОВЗ. 2"5. 0сновные кOммуникативные навыкЕ при общении с инвалидами -избегать конфликтных ситущий; -внимательнс слушать инвrtлида и сдышать его; -регулироватъ собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия; -обеспечиватъ высокую кулътуру и этику взаимоотЕошений; _цивилизованно прOтивостоять маниIIулированию; -coмHeBallcb, рассчитывать на свой здравый смысл и способность к сочрствию; -отнOситься к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважать. 2.6. Общие правила этцкета при общении с инв*лцдами: 2.6.1. Обращение к чеJIовеку: когда вы рi}зговариваете с инв€lJIидом обращайтесь непссредственно к Еему, а не к сопровOждающему или сурдOпереводчику, которые моryт присутствовать при разговоре. 2.6.2. Пожатие руки: когда вас зЕакомrIт с иЕвалидом, вполне естественно пожать ellтy руку, д;Dке те, кOму трудно двигать рукой или кто пользуется цротезом, впоJIне могут пожатъ руку * правую ияи левую, что вполне ДОГýrýтимо. 2.6.3. Называйте себя и других: когда вы встречаетесь g человеком, который плOх0 или совсем не видит, обязателъно н€}зывайте себя и тех людей, которые шришли с вами. Если у вас общая беседа в груýпе, не забывайте пOяснЕть, к кому в данный момент вы обращаетесъ, и назватъ себя. 2.6.4. Прсдложение помощи: есJIи вы предлагаете помощъ, ждите, пOка ее цримут, а затем спрашиваilте, что и как делать. 2.6.5. Адекватностъ и вежJIивость: обращайтесь с взрOслыми-инвilJIидами кr}к с вЗрослыми.Обращайтесъ к ним пý имени и на (ть}>, только если вы хорOш* знакомы. опиржъсяили виснуть на инвалидшой - то же самое, что и опираться иJIи висIIутъ на ее обладателе, и это 2..6.6. Не опирайтесь на кресло-коJIяску: KCIJUIcKe тоже раздражает. 2.6.7. Инва-llиДнаlt коJIЯска - это частЪ неприкаСаемогО шространства человека, который ее использует. 2.6.8. Внимателъностъ и тершеливсстъ: когда вы разговариваете с чеповеком, испытывающим ]фудности в общении, слушайте его вЕимательно. Будьте тершеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не дOговаривайте за него. Е{икогда не ilритворяйтесь, что вы понимаете, если Еа самом деле это не так. Повторите, что вы шоняJIи, это IIоможет человеку понять его. ответить вам, а вам человеком, 2.6.9. Расположение Nтя беседы: когда вы говорите ЕолъзуюшIимся инв€}пидной коляской или костыJUtми, располОЖИТеСЬ ТаК, чтобы ваIши и его глаза были на 0днOм урOвне, тогда вам будет легче р€lзговаривать. Разговаривая с теми, ктсl может читать II0 ryбам, расположитесъ так, чтобы на Вас шада.п свет, и Вас былО хОРОшО ВИДН0, постарайтесь, чтобы Вам ничегс (едао руки) не мешшIо. 2.б.10. Привлечение внимаЕиlI человека: чтобы цривлечь внимание чФловека, который IIJIохо слышит, uомаulите ему рукой или похлопйте по плечу. смотритý ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все JIюди, кOторые шIох0 слышат, могуг читать гlо ryбам. 2.6.||. Не смущайтесь, если cJqlqaiir, допустипи оплошЕостъ, сказав: <<Увидимся> или <<Вы слышаJIи об этом...}> тому, кто не может видеть иIIи слышать. 2.7. flравила этикета при общешии с лицами с рsзпыми расетройствами с функuий организма. 2.7.| Правила этикета fiри общении с инвЕtJIидами, испытывающимп трудпости шри шередвп?кенип! * Помните, что инвалиднtш KoJUtcKa - неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, Ее толкайте, не кJIадите на нее ноги без разрешения. Начать катитъ без согласия инвЕtJIида - то ке caA,Ioe, что схватить и пOнести человека без его разрешениJI- Всегда с[раIIIивайте, нrжна ли помощь, прежде чем оказатъ ее. ГIредлагаfrге помOщь, есJIи Еуясно отцрыть тяжеJý{ю дверъ иллt пройти по ковру с длинЕыМ вOрсом. - Если ваше предложение о помощи принltто, спросите, что Еужно делать, и четко следуйте инструщиltм. - Если вам разрешили передвигать KoJUt9Ky, сначапа катите ее медлеЕно. Копяска быстро набирает скоростъ, и ЕеожиданЕый толsок мOжет привФсtи к потере равновесия. Всегда личЕо убеждайтесь досryпности мест, где запланированы мероприr{тиrl. Заранее поиЕтересуйтесь, какие могуг вOзникнугъ проблемы или барьеры и K€lK IФ( можЕо устранить. - в - Если возможно, располOжитесъ так, чтобы ваIши JIица были на одном уровЕе. избегайте положениJt, при запрокидыватъ голову. котором вашему собеседншqу нужно - Если существуют архитектурные барьеры, предупред{те о нI{DL чтобы человек имел возможнссть принимать решениrt заранее. - Помиите, что, как правипо, у Jподей, ишлеющlо< 1рудности при передвижении, нет проблем со зрением, cJýa(oм и пониманием. - Не Думайте, что необходимостъ пOлъзOватъся иIIвшIидfiой ко.гlяской это трагgдия. Это способ свободного (если нет архитектурньгх барьеров) IIередвижения. Есть JIюди, rrользующиеся инв€rпидной коляской, которые не у{ратипи способности ходить и могут передвигатъся с помощью костылей, трости и т.п. Коляски оЕи испоJIъзуют для того, чтобы экономить сиJIы и быстрее передвигаться. 2.7.2. Правила этикета при обЩениИ с инв€lJIидап{и, имеющими нарушешия зренпя илп незрячими. - Предлагая своЮ помощъ, наIIравJI;Iйте человека, не стиýкивайте еrо руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хвататъ слепого человека и тащитъ его за собой. - опишите кратко, гдо вы находитесь. Предулреждайте о шрепrtтствиrD(: ступенях, JIуяtах, ямах, низк}D( притолокахо трубах и т.п. - Исполъзуйте, если эт0 )rместIIо, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. ýелитесь увиденным. - Обращайтесъ с собакаruи-поводцрями не так, как С обычными домашними живOтными. Не командrйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем. - ЕСЛИ ВЫ СОбираетесь читать незряqему человеку, сначала предуfiредите об этом. Говорите норма}льным гOлосом. Не прогryскайте информацrло, если вас об этом не попросят. - Если это B€DKHoe писъмо иJIи документ не нужно для убедителъности д€tв€tть его потРогатъ. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек доJDкен подписать докумеЕт, прочитйте его обязателъно. инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной доцrL,Iентом. - ВСеГда обращайтесь непосредственно к человеку, даже есJIи он ваý не видит, а не к его зряЕIýму комшанъоl{у. - Всегда называйте сsбя и представJuIйте других собеседников, а также остЕIJIъньD( присуrcтвующих. Если вы хотите пожать РУкУ, скажите об этом. - Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а НаПРаВЬТе рУКУ на спинку сryла ЕiIи подлокотЕик. Не водите по поверхЕости его руку, а даilте ему возможность свободно поц)огать предмет. Если вас шопросили помочъ взять какой-то предмет, не оледует тянуIь кистъ слепого к rтредмету и братъ его рукой этот IIредмет. - Когда вы общаетесь с {руfiпой незрячlоl людей, не забывайте каждъй раз нз}зывать того, к кому вы обращаетесь. - Не в гryстоту: если вы заставляйте вашег0 собеседника вещатъ перемещаетесь, предупредите его. Вполне норм6}льЕо употреблятъ слOво (смотретъ>>. ýля незрячего человека это означает <<видеть руками>, осязать. - Избегайте расrrлывчатьD( определений и инструкций, которые обычrrо сопровождаются жестами, выражений вроде <<Стакан находится где-то там на столе>. Старайтесъ бытъ точЕыми: <<Стакан посередине стола}. - Еоли вы заметипи, что незрячий человек сбился с маршруrq не управляйте его движош{ем на расстоян}lи, подойдите и помогите выбраться на нужный ttутъ. При спуаке иJIи подъеме по ступецъкЕII\d ведите незряqего перпеЁдикуJIярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений, При соIIроВождении это неудобно. незрячего человека Ее заюIадывайте руки Еазад 2.7.3. Правила этикета при общении с инваJIида}ли, имеющими нарушепие слуха: - Разговаривая с человýком, у которого ппOхой с.rгlтr, смотрите прямо на нег0. Не затемrrяйте свое л}цlо и не загораживайте его руками, волосами Епи какими_то цредмет€}ми. Ваш собеседник должен иметь возможнOсть следить за выр€Dкением вашего лица. - Существует нескслъко типов и степеней гJýD(оты. Соответственно, существует много способов общения с JIюдьми, которые Iuloxo слышат. Если вы не знаете, какой предшочестъ, сшросите у нrгх. - Некоторые люди моryт слытrrать, Ео вOспринимают отделъные звуки неправильно. В этом аJýцае говорите более громко и четко, подбирая подходяrщлй уровенъ. В другом сJгучае гrонадобится лишь снизить высотУ голоса, так как человек угратил способностъ воспринимать высокие частоты. _ Чтобы привлечь внимание человека, который IuIохо слышит, назOвите его шо имени. Если ответа нет, можно слегка тронугь человека I4IIи же помахать рукой. - Говорите ясно и рOвно, Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ух0, тоже не надо. - Если вас просят повторить что-то, пошробуйте перефразировать свое fiредложение. Используйте жесты. * Убедитесь, что вас пон;IJIи. Не стесняйтесь спрсситъ, понял ли Вас собеседник. - Если вы сообщаете информацшо, которая вюIючает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, ЕапишIите ее, сообrrцате по электронной почта илишобьгм другим способом, Ео так, чтобы она была точно понята. _ Если существуют трудности при устЕом общении, спрооите, не будет ли проще переписываться. - Не забывайте о срgде, которая вас оIФужает. В большrоr иJIи многоJIIодньIх помещениfll трудно общаться с JIюдъми, которые плохо слышат. Яркое солнце иJIи тень тоже могуг быть барьерами. _ - очень часто гJý4ие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудъте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, & не к шереводчику. - Не все JIюди, которые плохо слышат, моryт читать по ryбам. Вам лучше всего спроситъ об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим IIавыкOм, Еужно соблюдать несколько важньIх правил. Помните, что толькО три из десяти слов хорошо проIIитываются. - Нужно смотреть в лицо собеседнику и говOрить ясЕо и медленн0, использовать простые фразы и избегатъ несущественнъIх слов. - Нужно испопьзовать выражение лица, жесты, телодвижеЕиrI, если хотите подчеркЕrгь или прояснить смыGл сказанного. 2.7 -4. Правила этикета при общении с иIIвztпидами, имеющими задерiкку в развIIтиI{ и проблемы общепия, умствЁнпые нарушеппfl - Иополъзуйте доступный язык, выражайтесъ точно и по делу. * Избегайте словесньu( штампов и образньrх выражений, если Tojlb1to вы не уверены в том, что вятIт собеседник с ними знакOм. - Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой лругой взрослый чеjIсвек. Если необходимо, исполъзуйте илJIюстрации или фотографии. Будьте готовы повторитъ Еесколъкс раз.не сдавайтесь, если вас с шервого раза не поЕrtли. - Обращайтесь о человеком с проблемами р€lзвитIбI точно так же, как вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с друГими JIюДъми. Например, ппаны на въIходные, отIIуск, погода, последние события. - Обращайтесь непосредетвенно к челсвеку. - Помните, чтО JIIоди с задержкой в рЁlзвитии дееспособны и могуt подписыватЬ док)rменты, контракты, голосовать, давать соглаеие на медицинскую помощъ и т.д. 2-7 -5. Гфавила этикета при общеЕии с инвЕ}пидами, ииеющнми психпческие н8рушешия: - Психичесш{е нарушеция - не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с IIсIDиЧеекими гrроблемами моryт иýпытывать эмOционilлъные расстройства иJIи замешательство, осложнrtlощие их жизнъ. У HIID( свой особый и изменIIивый взгляд на мир. - Не Еадо длvIать, что люди с rrсихическими ЕарушёниlIми обязателъно нуждаются в допоJIЕительной помощи и специЕlлъном обращении. - Обращайтесъ с людьми с псIо(ичеýкими нарушеЕIбIми как с личностями. Не шужно делать преждевремеЕньD( выводов на основании опыта общения с другими JIюдъми с такой же формой инвалиднOсти. - Не следуеТ дд{ать, что JIюдИ с шсихиtIескимИ нарушениlIми более друг}ж скJIонны к насилию. Это миф. Если Вы друже.гrюбны, они будут чувствоватъ себя спокойно. - Неверно, что люди с псlD(ическими нарушениями имеют проблемы в шонимании иJIи ниже по уровню интеJшекта, чем болъшrинство rподей. - Если человек, имеющий психические нарушеЕия, расýтроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему. - Не говорите резко с чеJIовеком, имеющим психические Еарушения, даже если у вас естъ дJUI этого ocHOBtlHиlI. 2.7.6, Правшrа этикета при общении с инвалидом, испытывающим затруднеЕия в речи; - Не игнорируйте rподей, которым трудно говорить, потому что пoIuITb их в ваIших интересах - Не перебиЪайте и не поправляйте человека, который испытывает трудцости в речи. Е{ачинаЙте говоритъ только тогда, когда убедитесъ, что он уже закончил свою мысль. - Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человекOм с затрудненной речью займет у вас больше времени- Если вы спепIите, Jýлше, извинивIIIись, договорlrгься об общении в другое времJI. - Смотрите в лиц0 собеседнику, поддерживайтс визуалъЕый коштакт. Огдайте этой беседе все ваше вним€ш{ие. - Не думайте, что затруднениrt в речи пOказатель низкого уров}lя интеллекта человека. * Старайтесь задавать вопросы, которые требуют KopoTKpD( ответов или кивка. - Не притворяйтесъ, если вы не поняли, что B€lM ск€lз{tJIи. Не стесняйтесъ переспросить. Если вам сЕова не удалось понятъ, попросите прсизЕести слово в более медленном темпе, возможЕо, по буквам. - Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже Еужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не тороIIите говорящего. - Если у вас возникают проблемы в общеяии, спросите, не хочет ли ваш собеседник исполъзоватъ другой способ - нашисать, напечатать. Инструкцию разработал: Заведующий МАДОУ ДС Jф 4 о.В. Лысъж