1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение является локальным актом и устанавливает порядок реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации детей-инвалидов (далее – ИПРА) в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 4 (сокращенно МАДОУ ДС № 4, далее по документу ДОУ), в целях реализации права лиц, имеющих инвалидность, на психолого-педагогическую помощь в общеобразовательных организациях. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.63 п.5; - Приказом Министерства труда и социальной защиты населения РФ от 15.10.2015г. №723н «Об утверждении формы и порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно - правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка –инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы» (с изменениями и дополнениями от: 29 мая 2020 г.); - Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2017 г. № 486н “Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм” (с изменениями и дополнениями от: 30 мая 2018 г., 4 апреля 2019 г., 29 мая, 15 декабря 2020 г.); - письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 10934 от 12.12.2017 г. «О порядке реализации ИПРА» 1.3. Срок действия данного Положения неограничен. Положение действует до принятия нового. 2. Порядок получения и разработки Плана мероприятий по реализации ИПРА 2.1. ИПРА ребенка-инвалида предоставляется в ДОУ. С момента поступления ИПРА в ДОУ приказом заведующего назначается ответственное лицо за организацию воспитания и обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ (статус – не ниже заместителя заведующего по воспитательно-методической работе, старший воспитатель). Заведующий и ответственное лицо в соответствии с рекомендациями ИПРА определяют состав специалистов для организации сопровождения ИПРА воспитанника. 2.2. ИПРА ребенка-инвалида регистрируется в журнале регистрации (Приложение 1) специалистом, ответственным за разработку Перечня мероприятий по реализации ИПРА и предоставление информации по их выполнению (далее – старший воспитатель). 2.3. Старший воспитатель в 3-дневный срок с даты получения ИПРА организует работу по разработке Плана мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида: - рекомендует родителям (законным представителям) прохождение ПМПК детьми – инвалидами с целью определения специальных условий обучения; 2 - родители (законные представители) пишут заявление о разработке Плана мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка - инвалида в соответствии с рекомендациями ИПРА ребенка-инвалида (Приложение 2) или отказ от психолого-педагогической помощи в условиях ДОУ. Для организации работы по реализации ИПРА ребенка-инвалида его родители (законные представители) предоставляют в ДОУ следующие документы: заявление об организации работы по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида; копию ИПРА; копию справки (свидетельства) федерального государственного учреждения медикосоциальной экспертизы, подтверждающей наличие у ребенка инвалидности; заключение ПМПК (при наличии установления степени ограничения способности к обучению). Ответственность за достоверность предоставляемых сведений несет заявитель. Образовательная организация вправе не организовывать работу по реализации ИПРА ребенкаинвалида, если родителями (законными представителями) предоставлен неполный пакет документов или в случае отказа родителей (законных представителей) в письменной форме от проведения мероприятий по реализации ИПРА ребенка-инвалида. Родители (законные представители) обязаны сообщать в ДОУ об обстоятельствах, влекущих прекращение работы по реализации ИПРА, в течение 10 дней с момента их возникновения. - в случае согласия, педагоги и специалисты ДОУ в течении 5 рабочих дней совместно разрабатывают План мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий (Приложение 3); - срок исполнения мероприятий не должен превышать срока действия ИПРА; - в случае, если срок действия ИПРА ребенка - инвалида определен до достижения 18 лет, план мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка инвалида разрабатывается на весь период обучения в ДОУ на уровне дошкольного образования и корректируется в соответствии с результатами достижения ребенка-инвалида; - старший воспитатель знакомит родителей (законных представителей) с Планом мероприятий по реализации ИПРА; - при отчислении ребенка-инвалида из ДОУ (в случае освоения АООП ДО или перевода в другое образовательное учреждение по заявлению родителей (законных представителей) в иную образовательную организацию) вместе с выпиской из ИПРА передается копия Плана мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка - инвалида, заверенная заведующим ДОУ; - согласие (отказ) родителей (законных представителей) хранятся в личном деле ребенка-инвалида; - копии документов «ИПРА», «План мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка - инвалида» используются в работе ответственными за реализацию мероприятий. 2.4. При определении задач по психолого-педагогической реабилитации или абилитации конкретного ребенка-инвалида в обязательном порядке учитываются: индивидуальная ситуация развития (структура дефекта, возраст, уровень реализуемой АООП (дошкольное образование), индивидуальные особенности ребенка. 3 2.5. Содержание психолого-педагогической реабилитации или абилитации соотносится с основными направлениями психолого-педагогической реабилитации, прописанными специалистами бюро медико-социальной экспертизы в ИПРА. 2.6 Заведующий ДОУ издает приказ, в котором указываются: ответственное лицо за реализацию рекомендаций ИПРА, список специалистов, привлекаемых к реализации рекомендаций ИПРА, утверждаются планы работы специалистов по реализации рекомендаций ИПРА воспитанника. Специалисты, назначенные за реализацию рекомендаций ИПРА воспитанника, за 45 дней до окончания срока действия ИПРА готовят информацию о выполнении плана работы. При длительном сроке действия ИПРА информацию о реализации плана работы специалисты, назначенные за реализацию рекомендаций ИПРА, представляют по итогам учебного года не позднее 20 мая. 3. Порядок исполнения плана по реализации мероприятий ИПРА 3.1 Функции организации психолого-педагогической реабилитации или абилитации возлагаются на педагогов и специалистов ДОУ. 3.2 Состав специалистов по психолого-педагогическому сопровождению. Учитель-логопед: • несет ответственность за выполнение коррекционно-развивающей работы с обучающимся; • на основе анализа результатов обследования и с учетом АООП ДО, составляет перспективное и ежедневное планирование индивидуальных занятий; • проводит анализ динамики развития обучающегося в процессе коррекционноразвивающего обучения и текущий мониторинг его состояния; • составляет перспективный и годовой план мероприятий по реализации ИПРА. Педагог-психолог (при наличии): • проводит психологическую диагностику и определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающегося и принимает меры по оказанию психологической помощи (психолого-коррекционной, реабилитационной и консультативной); • составляет психолого-педагогические заключения с целью ориентации педагогического коллектива, родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающегося; • совместно с воспитателем составляет перспективный и годовой план мероприятий по реализации ИПРА; • курирует сопровождение индивидуальной образовательной программы каждого ребенка-инвалида; Воспитатель: • совместно с психологом составляет перспективный и годовой план мероприятий по реализации ИПРА • планирует и организует жизнедеятельность обучающегося и осуществляет его воспитание на основе данных рекомендаций; • проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социальнопсихологической реабилитации или абилитации обучающегося, социальной адаптации в коллективе; 4 • на основе плана индивидуального развития планирует и проводит коррекционноразвивающую работу, собирает и обрабатывает информацию об учебной деятельности и воспитательном процессе; • оказывает помощь в формировании и осуществлении индивидуального образовательного маршрута, обучающегося; • изучает условия жизни и воспитания ребенка в семье, определяет уровень личностного развития ребенка, его психического и физического состояния; • участвует в разработке и реализации плана медико-социальной и психологопедагогической помощи обучающегося. ассистент (помощник): • оказывает техническую помощь детям-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья для осуществления возможности вести независимый образ жизни и активно участвовать во всех аспектах жизнедеятельности. Специалист, ответственный за реализацию ИПРА (старший воспитатель): • ведет журнал регистрации ИПРА (Приложение 1) • обеспечивает специалистов сопровождения нормативно-правовыми документами; • координирует работу педагогов и специалистов; • осуществляет контроль за индивидуально-комплексным сопровождением; • не позднее 1,5 месяца до окончания срока действия ИПРА ребенка-инвалида готовит отчет о выполнении рекомендуемых мероприятий по реализации ИПРА ребенка-инвалида в сфере образования (Приложение 4). 3.3 На каждого ребенка-инвалида создается дело, где хранятся все документы, касающиеся организации обучения (выписка из ИПРА, заключение ПМПК, медицинские справки о наличии противопоказаний к тому или иному виду деятельности, индивидуальные планы работы назначенных специалистов по психолого-педагогическому сопровождению, индивидуальное расписание, отказы родителей от предоставления тех или иных услуг, согласие родителей на предоставление тех или иных услуг и т.д.). Необходимо обеспечить конфиденциальность вышеупомянутых документов в соответствии с законом о защите персональных данных, при обмене информацией пользоваться защищенными каналами связи или осуществлять передачу информации на бумажных носителях. 3.4 Основные направления деятельности по психолого-педагогической реабилитации или абилитации: • диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); • консультирование (индивидуальное и групповое); • развивающая работа (индивидуальная и групповая); • коррекционная работа (индивидуальная и групповая); • консультирование семьи по вопросам, связанным с особенностями развития и организации образовательного процесса: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся и родителей. 3.5 Этапы составления плана мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации: • Предварительный этап (изучение документации, личного дела, изучение социального окружения ребенка). • Диагностический этап (диагностические исследования (наблюдение, психологопедагогическая диагностика с целю выявления психофизических эмоционально-личностных особенностей ребенка и определения зоны ближайшего развития). • Коррекционно-развивающий этап (коррекционно-развивающее обучение, улучшение психического состояния обучающегося, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации). 5 • Заключительный этап (анализ результатов эффективности проведенной работы). 3.7 Порядок разработки и утверждения плана мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации: Порядок реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) по психолого-педагогической реабилитации или абилитации рассматривается на заседании ПМПк. План мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося, утверждается приказом заведующего ДОУ. Все изменения, дополнения, вносимые специалистами и педагогами в течение периода реабилитации или абилитации, должны быть согласованы с членами ПМПк. 3.6 Компетенция и ответственность специалистов образовательного учреждения. Педагоги и специалисты сопровождения несут ответственность за свою деятельность согласно своим должностным обязанностям. 4. Обеспечение конфиденциальности сведений и безопасности при их обработке. 4.1 Обеспечение защиты информации в ходе обмена данными при осуществлении взаимодействия обеспечивается в соответствии с требованиями Федеральных законов от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с применением необходимых организационных и технических мер защиты. 4.2 Обмен данными при взаимодействии осуществляется на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. 6 Приложение 1 Журнал учета регистрации и реализации Плана мероприятий по реализации ИПРА № п/п ФИО Ребенкаинвалида Дата поступления ИПРА в ДОУ Дата разработки ИПРА. № ИПРА, сроки реализации Дата получения Плана по реализации ИПРА Дата и номер протокола ПМПк о разработке плана мероприяти й по реализации ИПРА Дата и номер протокола ПМПк о выполнении плана мероприяти й по реализации ИПРА Дата отправлени я отчета ИПРА 7 Приложение 2 Заведующему МАДОУ ДС № 4 Лысых О.В. (ФИО) , проживающего (щей) по адресу: Тел. ЗАЯВЛЕНИЕ. Я, , (законный представитель ребенка-инвалида) (ФИО воспитанника, год рождения) ДС № 4 прошу разработать для моего сына (дочери), обучающегося в МАДОУ План мероприятий психолого-педагогической реабилитации, абилитации в соответствии с рекомендациями ИПРА ребенка-инвалида № к протоколу проведения медико-социальной экспертизы от гражданина № с включением мероприятий, указанных в плане мероприятий по реализации ИПРА выданным в образовательное учреждение: 1. По условиям обучения. 2. Психолого-педагогической помощи. Документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя) ребенка- инвалида паспорт Серия № , выдан , дата выдачи Даю согласие на обработку и передачу в федеральное учреждение медико - социальной экспертизы моих персональных данных и персональных данных моего ребенка. К заявлению прилагаю: 1. Копия справки МСЭ об установлении инвалидности 2. Копия ИПРА 3. Копия протокола ПМПК (если имеется) " " (дата) 20 г. (подпись) / (фамилия, инициалы) 8 Заведующему МАДОУ ДС № 4 Лысых О.В. (ФИО) , проживающего (щей) по адресу: Тел. Отказ от разработки мероприятий ИПРА и (или) их реализации ИПРА № к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № от " " 20 г. 1. Фамилия, имя, отчество ребенка-инвалида (при наличии): 2. Дата рождения: день месяц год 3. Фамилия, имя, отчество законного (уполномоченного) представителя 4. Документ, удостоверяющий личность законного (уполномоченного) представителя 5. Законный (уполномоченный) представитель отказался от того или иного вида, формы и объема мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида: (наименование мероприятия) Законный (уполномоченный) представитель отказался от реализации ИПРА в целом. " " (дата) 20 г. / / (подпись) / (фамилия, инициалы) 9 Согласие на обработку персональных данных Я, , (ФИО) Документ, номер выдан удостоверяющий личность серия (когда и кем выдан), адрес регистрации: , являясь законным представителем (ФИО, дата рождения) даю свое согласие на обработку в данных, его персональных (субъект обработки) относящихся к перечисленным ниже категориям персональных данных: фамилия, имя, отчество; пол; дата рождения; тип документа, удостоверяющего личность; данные документа, удостоверяющего личность; гражданство; адрес регистрации (жительства), страховой номер индивидуального лицевого счета и др. данные, необходимые при разработке, реализации и подготовке отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида. Я даю согласие на использование персональных данных исключительно в целях разработки, реализации и подготовки отчета о выполнении мероприятий психологопедагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА, а также на хранение указанных данных на электронных носителях и (или) на бумажных носителях. Настоящее согласие предоставляется на осуществление действий в отношении персональных данных ребенка-инвалида, которые необходимы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничения) сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу третьим лицам для осуществления действий по обмену информацией, обезличивание, блокирование персональных данных, а также осуществление любых иных действий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. Я проинформирован, что (субъект обработки) гарантирует обработку моих персональных данных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации как неавтоматизированным, так и автоматизированным способами. Данное согласие действует до достижения целей обработки персональных данных или в течение срока хранения информации. Данное согласие может быть отозвано в любой момент по моему письменному заявлению. Я подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую по собственной воле и в своих интересах. " " (дата) 20 г. / (подпись) / / (фамилия, инициалы) 10 Приложение 3 СОГЛАСОВАНО С родителями (законными представителями) « » 202 г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ ДС № 4 О.В.Лысых Приказ №______ от _____202 г. ПЛАН мероприятий психолого-медико-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида ИПРА ребѐнка-инвалида № Ф.И.О. Дата рождения Заключение с рекомендациями ПМПК(прилагаются) Данные о состоянии здоровья Заключение Компоненты воздействия Наименование мероприятия Сроки проведения Исполнитель Условия по организации обучения Общеобразовательная программа Адаптированная основная образовательная программа Специальные педагогические условия для получения образования Психолого-педагогическая помощь Психолого-педагогическое консультирование инвалида и его семьи Педагогическая коррекция Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса 11 Приложение 4 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Отчет о выполнении рекомендуемых мероприятий по реализации ИПРА ребенкаинвалида в сфере образования к выписке из ИПРА Ф.И.О., дата рождения Наименование мероприятий Исполнитель мероприятий Срок исполнения мероприятий Результат выполнения мероприятия (выполнено/не выполнено) Условия по организации обучения Общеобразовательная программа Адаптированная основная образовательная программа Специальные педагогические условия для получения образования Психолого-педагогическая помощь Психологопедагогическое консультирование ребенка-инвалида и его семьи Педагогическая коррекция Психологопедагогическое сопровождение учебного процесса Причины неисполнения мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида │ │ Инвалид (ребенок-инвалид) либо законный (уполномоченный) представитель не обратился в соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления, организацию независимо от организационно-правовых форм за предоставлением мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида). │ │ Инвалид (ребенок-инвалид) либо законный (уполномоченный) представитель отказался от того или иного вида, формы и объема мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида). │ │ Инвалид (ребенок-инвалид) либо законный (уполномоченный) представитель отказался от реализации ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в целом. │ │ Причины неисполнения мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида), при согласии инвалида (ребенка-инвалида) либо законного (уполномоченного) представителя на их реализацию: . (указываются причины неисполнения мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА ребенкаинвалида) по каждому невыполненному мероприятию) Дата направления информации: " Заведующий МАДОУ ДС № 4 " (подпись) 20 г. (фамилия, инициалы) М.П. 12